Обращение к Президенту России Путину В.В

Президенту России
Путину В.В.

От предпринимателей России

Уважаемый Владимир Владимирович, понимая масштабность и сложность решаемых Вами задач для процветания нашей страны, просим обратить Ваше внимание на ситуацию, которая сложилась в результате принятия 290-ФЗ от 03/07/2016 г. Этот закон внес принципиальные изменения в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассов ой техники при осуществлении наличных расчетов…». Согласно новой редакции кассовые аппараты обязаны установить практически все предприниматели – даже те, кто никогда не касался наличных (получают деньги только на расчетный счет) и те, у кого сумма налогов никак не зависит от объема выручки (работают на патенте или едином налоге на вмененный доход).
В пояснительной записке к 290-ФЗ сказано, что закон, в том числе принят и во исполнение поручений, данных Вами по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, состоявшегося 7 апреля 2015 года – пункт Пр-815ГС, п.4б. Приведем дословно этот пункт:
Правительству Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» при участии ведущих предпринимательских объединений подготовить и представить предложения по использованию при предоставлении услуг в качестве контрольно-кассовой техники мобильных устройств и передаче потребителю фискального чека в электронном виде, а также по отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники при расчетах платежными картами в интернет-ресурсах; по применению типовой формы трудового договора на микропредприятиях вместо кадрового делопроизводства; по увеличению до 3 миллионов рублей предельной суммы займа, предоставляемого микрофинансовой организацией субъектам малого и среднего предпринимательства.
… подготовить и представить предложения по использованию при предоставлении услуг …
В поручении однозначно указывается при предоставлении услуг, про торговлю в поручении нет ни одного слова. На наш взгляд, это было бы позитивное изменение – дать возможность тем, кто сейчас выписывает небольшое количество чеков на бланках строгой отчетности, отправлять чеки в электронном виде. Потому что количество и номенклатура оказываемых услуг многократно меньше ассортимента продаваемых товаров. В поручении нет ни одного слова о расширении круга лиц, обязанных применять ККТ, и нет ни одного слова об изменении условий работы предпринимателей на ЕНВД и ПАТЕНТЕ.

… использованию … в качестве контрольно-кассовой техники мобильных устройств и передаче потребителю фискального чека в электронном виде …
Как вариант – использование в качестве ККТ своего смартфона или планшета (даже с ценой до 3000) с обыкновенной сим-картой, зарегистрировав его как ККТ. Подобный механизм давно используется в интернет — банке. Почти каждый предприниматель управляет движением средств на своем счете, используя специальное программное обеспечение и телефон с сим-картой. Точно так же можно отправлять и фискальный чек. То есть, можно было разработать только программное обеспечение для смартфона, а не навязывать каждому предпринимателю по новому кассовому аппарату с точно такой же сим-картой по цене 20 000,00 и оплатой за сервисное обслуживание.
… а также по отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники при расчетах платежными картами в интернет-ресурсах …
Если бы эта часть Вашего поручения была бы выполнена, то многим работающим предпринимателям не пришлось бы сейчас покупать кассовый аппарат.

Но в результате появился закон, который вместо улучшения условий работы создал дополнительные проблемы:

— сфера обязательного применения ККТ расширена практически на всю розничную торговлю и все сферы услуг. Теперь каждая бабулька, торгующая носками в палатке на рынке, каждый фермер, каждый парикмахер, каждое ателье, каждый сантехник, электрик, любая точка общепита, все торгующие через интернет-ресурсы обязаны обзавестись новым ККТ. В эту же сферу попали даже те предприятия и ИП, которые к наличному обращению не имеют никакого отношения – теперь, если деньги на расчетный счет предприятия поступают от конечного потребителя через банк, то тоже нужно выдавать кассовый чек. Этим искусственно создаётся массовый спрос на ККТ. На сегодняшний день число предпринимателей, имеющих право работать без ККТ, составляет более 2 миллионов человек. Следовательно, потенциальный рынок сбыта составит около 40 миллиардов рублей. Создаётся целая отрасль «экономики», паразитирующая на малом бизнесе, но это еще полбеды. Самая большая проблема – это появившаяся возможность неограниченного количества проверок со стороны налоговой и как следствие — штрафы, штрафы, штрафы… Ошибка при продаже вещи за 15 рублей может обернуться штрафом в сотни раз превышающим стоимость товара.

Мы считаем, что действующая редакция 54-ФЗ не отвечает интересам государства и граждан по следующим причинам:

Причина № 1

Сумма налогов, которая уплачивается в бюджет предпринимателями на ПАТЕНТЕ и ЕНВД НЕ ЗАВИСИТ ОТ ОБЪЕМА фактически полученной выручки (которую и призван фиксировать ККТ). Сумма платежей в бюджет зависит от других показателей: торговой площади и месторасположения помещения, количества работников в сфере бытовых услуг, количества машин и т.д. Заработал предприниматель за месяц что-то или нет – налог он заплатит в любом случае. Так как применение ККТ не оказывает никакого влияния на собираемость налогов, то использование ККТ для плательщиков ПАТЕНТА и ЕНВД утрачивает здравый смысл. Вменение данной категории налогоплательщиков обязанностей, не имеющих практического содержания, нельзя расценивать иначе как дополнительные барьеры при организации собственного дела и развитии малого бизнеса в целом. А законные интересы покупателя защищены действующим законодательством — чек на покупку выдается по требованию покупателя и сейчас. На ПАТЕНТЕ и ЕНВД работает, в основной своей массе, только самый мелкий бизнес (парикмахерские, ателье, фермерские хозяйства, маленькие магазины, кафе, ремонтные мастерские и прочие бытовые услуги) с относительно небольшими выручками, особенно в малых городах и сельской местности.

Причина № 2

Действующая редакция 54-ФЗ за нарушение порядка применения ККТ предусматривает штрафы: 2 000, 5 000, 10 000, 30 000 и выше. Два – три штрафа приведут к банкротству мелкого предпринимателя и увольнению сотрудников. В результате государство вместо планируемого роста поступления налогов, сборов и повышения количества занятых получит рост безработицы, снижение собираемости налогов, рост цен и социальной напряженности.

Причина № 3

Любой дополнительный повод для проверки и штрафа — это потенциальная возможность для злоупотребления и давления на бизнес, а так же резкое расширение базы для низовой коррупции.

Причина № 4

Средняя стоимость установки ККТ на сегодняшний день составляет около 20 000,00 рублей. Для любого предпринимателя это дополнительные непроизводительные расходы, которые не приведут к росту товарооборота и услуг, но которые должны быть включены в стоимость продаваемых товаров и оказываемых услуг. А это опять повлечет рост цен. Даже появившейся с 01 января 2018 г. возможностью уменьшать сумму платы за ПАТЕНТ и сумму ЕНВД на стоимость приобретенного ККТ смогут воспользоваться далеко не все, а только те, у кого эти суммы не перекрываются суммами страховых взносов. К тому же стоимость ККТ нужно платить сразу, а частичное возмещение затрат растягивается во времени.

Причина № 5

Появившаяся с 01/01/2018 возможность уменьшения платы за ПАТЕНТ и ЕНВД приведет к сокращению поступлений в местный бюджет по этим налогам. Это означает, что средства, которые должны были пойти на нужды муниципалитетов ПЕРЕТЕКУТ В КАРМАНЫ ПРОДАВЦОВ ККТ. На эти деньги можно сделать массу полезных дел для нашей страны! Так же государственный бюджет неизбежно понесет дополнительные расходы, связанные с администрированием увеличившегося количества кассовых аппаратов (потребуется увеличивать штат инспекторов), которые можно компенсировать только за счет поступления штрафов, ведь сумма налогов не зависит от выручки.

Существующие упрощенные системы налогообложения – это реальная помощь именно самому мелкому бизнесу, который рассчитан на то, чтобы прокормить себя и семью. С появлением патентной системы и ЕНВД многие предприниматели почувствовали себя гораздо увереннее. Государство убрало ненужный контроль. Если хочешь работать по патенту – оформи его, оплати, а отчетность вообще не нужно сдавать. С ЕНВД чуть сложнее, но тоже никаких проблем нет. Но самое главное — не было причины для постоянных проверок ККТ и штрафов. И такая политика государства дала положительные результаты – количество реально работающих субъектов малого предпринимательства выросло, увеличились и поступления в бюджет от мало бизнеса, страна развивается. Но кому-то это очень не нравиться, и под предлогом оптимизации и борьбы с нелегальным оборотом наличности решили опять закашмарить малый бизнес с помощью интернетных ККТ. Вот так, прикрываясь Вашим поручением и полностью извратив его смысл, кто-то решил подзаработать на продаже ККТ, и ради собственной выгоды поставить под угрозу закрытия сотни тысяч ИП.

Мы очень надеялись на принятие изменений в действующий закон, но ни один из законопроектов, находящихся на рассмотрении в Госдуме так и не был принят. Времени до 01 июля 2018 г остается все меньше. Поэтому мы обращаемся непосредственно к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, и просим Вас защитить самый малый бизнес, работающий на ЕНВД и ПАТЕНТЕ, освободив его от обязанности использовать ККТ. Это миллионы предпринимателей и членов их семей и миллиарды рублей налогов, уплачиваемых в бюджет.

Предпринимательское сообщество России.